Секция 5. Философская антропология.
(Круглый стол 19. Философия и методология социальной и экологической политики).
Воронцов С.С., к.т.н., с.н.с. сайт www.vrtsv.narod.ru г. Новосибирск
Идеологии и религии – антропологический подход.
Все значимые социальные проекты, вовлекающие в процесс массы людей (как при социальной инженерии, так и в ходе природного структурирования социальных систем), для своей реализации требуют идеологического обоснования, в фундаменте которого лежат концепции мироустройства, преобразованные мифологическим сознанием [1,2]. На современном этапе социального развития научные системы формальной логики и построенные на их основе концепции мироустройства непосредственно включены в социальный процесс. С одной стороны - как основа технологического развития, а с другой – как стержневые элементы идеологий, обеспечивающие мотивации больших масс людей для реализации значительных социальных проектов через психологическую функцию идентификации. В такой постановке роль религий может быть определена как функции идеологий, обеспечивающих стабилизацию поведенческих параметров образующих цивилизацию народов [3]. Но в основе религиозного сознания лежат, по данным психофизиологии и психогенетики, наследуемые генетически психофизиологические комплексы [2], которые могут рассматриваться как рудименты, артефакты свойств человеческого мышления, следствие эволюционного развития нейронных структур мозга, требующих специфического информационного наполнения [1]. В терминах психологии это - следствие незавершенности развития процесса децентрации сознания. Как в научной, так и в публицистической литературе роль религий или чрезмерно превозносится или религиозные формы сознания вызывают полное неприятие [см., например, 4].
В преддверии возможных системных кризисов в наступившем столетии для реализации сформулированных Н.Н.Моисеевым экологического и нравственного императивов имеется настоятельная необходимость создания идеологии перехода к ноосферной цивилизованности. В основе этой идеологии должна лежать естественнонаучная концепция мироустройства, так как все теологические модели отвергают эволюционные принципы, в этом отношении они неконструктивны. Но с другой стороны, морально – этические нормы, сдерживающие проявления биосоциальных форм поведения, по крайней мере, на личностном уровне, всегда были прерогативой религии или идеологии, ее заменяющей. Религиозные конфессии оформлены институционально, играют важную роль в социальном процессе. Возникает проблема адаптации свойств религиозного сознания и эксплуатирующих эти свойства социальных институтов к основным положениям идеологии перехода к ноосферной цивилизованности. Эта часть современного процесса развития не менее важна, чем контроль над эколого-экономическими параметрами. В настоящее время селекция типов сознания идет стихийно, в рамках конкурентной межцивилизационной борьбы за жизненные ресурсы, а это может приводить к безвозвратной потере (на генетическом уровне) некоторых важных для будущих поколений свойств человеческого мышления.
Литература:
1. Воронцов С.С. – «Концепции мироустройства, идеологии и социальные практики», часть 1. - / SENTENTIAE: научные труды по теме: “Мироздание: структура, этапы становления и развития”, спец. выпуск №4 / ДНУ, 2005, (в печати).
2. Воронцов С.С. – «О свойствах мышления. Сфера бессознательного и мифы». - / SENTENTIAE: научные труды по теме: “Мироздание: структура, этапы становления и развития”, спец выпуск №2 / ДНУ, 2004, стр. 133-142
3. Toynbee A. The Christian understanding of history, - Христианское понимание истории \\ God, history and historians \ Ed. by McIntire C.T. N.Y., 1977. - P. 176-190. Перевод с англ. Е.А.Жуковой.
4. Richard Dawkins, What Use is Religion? Free Inquiry magazine, V. 24, No 5, Aug - Sept. 2004. (Ричард Докинз, Какая польза от религии? - Интернет-журнал «Скепсис», перевод Л. Ярославского, 2004 г.)