|
Лекция 4.4. Причины и механизмы производства
социальной
информационной продукции (СИП).
Очень интересным
является вопрос о механизмах генерации социальных информационных
продуктов, вырабатываемых популяцией. Поскольку в Западном
постиндустриальном обществе в довольно широких рамках реализована система
свободы выработки и распространения СИП, можно попытаться проанализировать
их структуру. В основных своих аспектах этот вопрос проработан, например,
в работах П. Бурдье, но мы попробуем обратить внимание на биологические
аспекты этого процесса.
Достаточно четко
можно выделить четыре типа СИП:
1.
Служебная СИП, используемая в
сфере материального производства. Это в основном продукция, содержащая
техническую и рекламную информацию, но, как правило, ее форма содержит
элементы идеологического подтекста, иногда на уровне психологически и
лингвистически описываемых или переописываемых
структур, воздействие которых определяется механизмами теории
символического интеракционизма.
2.
Продукция культурологического содержания, служащая для
поддержания и выработки символьной информации, описывающей системы
ценностных ориентаций популяции. Выработкой этой продукции в значительной
степени определяется устойчивость этноса, преемственность ценностных
традиций, то есть эта продукция - индикатор состояния иммунной системы
этноса. Ее свойства и формы связаны со свойствами статистик
психофизиологических параметров популяций и их системами социальных представлений,
особенно в части конативной составляющей
аттитюдов и установок, а также с их институциональными матрицами.
3.
Идеологическая СИП, служащая для прикрытия или
популяризации истинных целей групп при межгрупповом взаимодействии внутри
популяций и отдельных популяций при межпопуляционном взаимодействии. Смысл
этой информации обычно маскируется под СИП первого и второго типа. При
межгрупповом взаимодействии смыслы маскируются, как правило, под продукцию
культурологического содержания. В качестве примера можно назвать миф о
свободной конкуренции на Западе. Все исследования показывают /А.Зиновьев /,
что спрос и цены на продукцию на 80% формируется производителями, а не
потребителями, а эффективность экономики со свободой конкуренции прямо не
связана.
4.
Экологические отходы производства СИП.
Кроме декларируемых
юридически норм и правил, в любой популяции и группе имеется выработанная в
процессе филогенеза закрепляемая в знаковой и символьной форме
морально-этическая система запретов и поощрений. Эта система связана с
определенными позициями шкалы ценностей группы или популяции, она
определяет процессы ролевой идентификации членов популяции и свойства
обосновывающих их систем социальных представлений, обеспечивает долговременную
устойчивость формы таких важнейших социальных институтов, как нация, семья,
профессиональная группа (фирма), диспозиционные связи социальных групп.
Система имеет характер элементов матрицы корректирующих поведение человека
воздействий и динамически адаптируется под определенные доминирующие в
группе или популяции спектры психофизиологических параметров и их
культурные рамки. При смене доминирующего типа сознания в соответствии с
корректировкой шкалы ценностей, и особенно в связи с изменением
предпочтений в способах удовлетворения потребностей, то есть деятельностсной составляющей аттитюдов и установок,
обычно революционным способом изменяются и
юридические нормы и правила. Переходящей, наиболее устойчивой является
информация, определяющая менталитет популяции, а также содержание ее
культурных рамок.
В пост и постпостиндустриальном обществе
ввиду высокой информационной насыщенности среды обитания происходит
индивидуализация личности. За свободу и разнообразие выбора приходится
платить, в частности, дисбалансом знаковой информации, "подвисанием" функции групповой идентификации, что
вызывает усиление индивидуализации и связанных с ней ряда асоциальных
явлений - наркомании, аутизма, немотивированной преступности и т.д. Не
вдаваясь в подробный анализ всех особенностей этого кризиса и путей его
преодоления, укажем на важный для наших рассуждений побочный эффект.
Социум в этих условиях должен мобилизовать свои возможности по увеличению
производства СИП, так как одна из важнейших их ролей - насыщение
информационно-экологической среды обитания популяции знаковой информацией
описанного выше характера для приведения системы в состояние устойчивого
развития, равновесия. Один из путей увеличения производства СИП - увеличение
количества людей, работающих в этой сфере.
Вопрос, который
возникает у автора и который, кажется, никто еще серьезно не ставил, звучит
так: какими психофизиологическими свойствами должен обладать человек, чтобы
ему хотелось создавать продукцию, предназначенную для распространения в
сфере культуры и СМИ? При этом не имеется в виду достаточно разработанная
психология творческой личности, деятельность которой направлена на преодоление
трудностей создания глубоких произведений культуры, искусства, получение
серьезных научных результатов. При всей зыбкости определений "глубины"
грань здесь просматривается достаточно четко.
Можно выделить по крайней мере две линии в спектре психофизиологических
свойств, определяющих функционирование человека в этой области. Шизоидная
компонента необходима для создания новых идей любого плана и уровня и для
достаточно упорной их проработки. Декларируемые производителем СИП цели,
обосновывающие необходимость такой работы, чаще всего служат только для
оправдания такого рода деятельности, а реально определяются свойствами
самой личности. Для того, чтобы появилось желание
выступлений перед более или менее большой аудиторией со своей продукцией,
необходимо иметь выраженный "комплекс Нарцисса" на любой основе с
экстравертной ориентацией, но чаще всего
истерической. Результат зависит от интеллектуального и культурного уровня
выступающего и выраженности шизоидной компоненты, это будет или гениальная
интерпретация образа Гамлета или ритмичная демонстрация перед объективом
языка или попы. Определенное значение могут иметь другие формы истероидной компоненты. Можно предположить, что даже
коммерческий успех является побочной целью таких выступлений, истинная целевая
установка формируется при прочих равных условиях на основе внутренних
психологических побуждений.
В коммерчески и
политически запрошенных продуктах задача производства СИП выполняется
попутно, произведения же культуры часто прямо выполняют эти функции. Спрос
на СИП в коммерческой и политической сферах слабо связан с процессами,
направленными на решение проблем обсуждаемого кризиса. Поэтому в этой
ситуации должно гипертрофированно развиваться производство продуктов
культуры низкого качества, но более или менее насыщенных знаковой
информацией, что реально и наблюдается. Используемые при этом сюжеты и
приемы воздействия на массового потребителя находятся на грани или за
гранью психиатрической патологии, что в значительной степени определяется
свойствами их авторов, а также их надеждой на коммерческий успех за счет
эпатажного спроса и адресностью на слои общества с соответствующими свойствами.
Пропаганда коммерческого успеха "звезд" направлена на
рекрутирование личностей с описанными выше свойствами в сферу производства
СИП.
При производстве СИП
в сфере попкультурных институтов в связи с
жанровыми особенностями и коммерческими требованиями рынков сбыта
поверхностно воспринимаемая информация сильно искажена (Д.Фиске). В
обществе, для которого предназначена эта информация, в процессе эволюции
жанров выработана система фильтров, позволяющих нейтрализовать эти
особенности и наряду с развлекательной
внешней сюжетностью адекватно воспринимать символьную
информацию (Д.Миз). Этот второй тип информации как правило направлен на формирование и
поддержку часто сильно отличающихся от расположенных на поверхности сюжета
поведенческих моделей и конструктов. Как известно, значительная часть интеракционно - символьной информации плохо
алгоритмизируется, так как кодируется в значительной степени в тонких
лингвистических, психомоторных и сходных с ними реакциях. Поэтому при
распространении такого типа СИП в группах и популяциях с другой культурной
картой она не воспринимается или декодируется - переописывается
- с большими искажениями.
Таким образом,
вырабатываемая западной цивилизацией СИП в первом приближении содержит по крайней мере два слоя. Интересующий нас
поверхностный слой содержит знаковую и вербализованную
информацию так называемой "кока-коловой"
цивилизации, которая в самих Западных странах в основном фильтруется и не
воспринимается. В Российском обществе выработанные на Западе СИП и особенно
ее "экологические отходы" действуют аналогично действию алкоголя
на народы Севера. Поп - культура России последних лет вынесла в
телевизионный и радио эфир криминальный, ресторанный и другие
информационные слои культурного поля, которые в здоровом обществе
конечно же существуют, изучаются культурологами, но занимают подобающее им
место в тех местах, где им и должно быть. "Культура"
гомосексуализма или отправления естественных физиологических потребностей,
конечно, существуют, но их место в туалете. Свобода распространения
информации на данный период понята в России как свобода от ответственности,
это приводит к разрушению элементов иммунной системы культуры, вызывает
эффекты типа ятрогенного в психиатрии, но
носящего массовый характер. Сюжеты и образы Российских телевизионных
передач, журналистики и поп - литературы представляют из
себя психологическую кунсткамеру, то есть демонстрируют в основном
психологические уродства и отклонения от нормы. Ответственность журналиста
и деятеля культуры должна быть регламентирована так же, как ответственность
врача. Очень хочется надеяться, что это явление временное, социум найдет
механизмы оздоровления и восстановления утраченных
в настоящий момент этических ценностей, преодолеет инерцию действия
психологической части Гарвардского проекта.
Криминализация
общества стимулируется этой продукцией притом, что предысторически зачатки
криминальной культуры уже были сформированы. Под лозунгами "свободы
распространения информации" профанируются и переописываются
важнейшие элементы культурных традиций, что создает неустойчивости в
функционировании целого ряда социальных институтов, даже в межэтнических
конфликтах этот фактор срабатывает четким образом.
|
|