Тема 4. Социально-исторический процесс

 

 

Лекция 4.4. Причины и механизмы производства социальной
информационной продукции (СИП).

Очень интересным является вопрос о механизмах генерации со­циальных информационных продуктов, вырабатываемых популя­цией. Поскольку в Западном постиндустриальном обществе в до­вольно широких рамках реализована система свободы выработки и распространения СИП, можно попытаться проанализировать их струк­туру. В основных своих аспектах этот вопрос проработан, например, в работах П. Бурдье, но мы попробуем обратить внимание на биологические аспек­ты этого процесса.

Достаточно четко можно выделить четыре типа СИП:

1.         Служебная СИП, используемая в сфере материального производ­ства. Это в основном продукция, содержащая техническую и реклам­ную информацию, но, как правило, ее форма содержит элементы идео­логического подтекста, иногда на уровне психологически и лингвис­тически описываемых или переописываемых структур, воздействие ко­торых определяется механизмами теории символического интеракционизма.

2.         Продукция культурологического содержания, служащая для поддержания и выработки символьной информации, описывающей систе­мы ценностных ориентаций популяции. Выработкой этой продукции в значительной степени определяется устойчивость этноса, преем­ственность ценностных традиций, то есть эта продукция - индикатор состояния иммунной системы этноса. Ее свойства и формы связа­ны со свойствами статистик психофизиологических параметров популяций и их системами социальных представлений, особенно в части конативной составляющей аттитюдов и установок, а также с их институциональными матрицами.

3.         Идеологическая СИП, служащая для прикрытия или популяризации истинных целей групп при межгрупповом взаимодействии внутри популяций и от­дельных популяций при межпопуляционном взаимодействии. Смысл этой информации обычно маскируется под СИП первого и второго ти­па. При межгрупповом взаимодействии смыслы маскируются, как пра­вило, под продукцию культурологического содержания. В качестве примера можно назвать миф о свободной конкуренции на Западе. Все исследования показывают /А.Зиновьев /, что спрос и цены на продук­цию на 80% формируется производителями, а не потребителями, а эф­фективность экономики со свободой конкуренции прямо не связана.

4.         Экологические отходы производства СИП.

Кроме декларируемых юридически норм и правил, в любой популяции и группе имеется выработанная в процессе филогенеза закрепляемая в знаковой и символьной форме морально-этическая система запре­тов и поощрений. Эта система связана с определенными позициями шкалы ценностей группы или популяции, она определяет процессы ро­левой идентификации членов популяции и свойства обосновывающих их систем социальных представлений, обеспечивает долговремен­ную устойчивость формы таких важнейших социальных институтов, как нация, семья, профессиональная группа (фирма), диспозиционные связи социальных групп. Система имеет характер элементов матрицы корректи­рующих поведение человека воздействий и динамически адаптируется под определенные доминирующие в группе или популяции спектры психофизиологических параметров и их культурные рамки. При смене до­минирующего типа сознания в соответствии с корректировкой шкалы ценностей, и особенно в связи с изменением предпочтений в спосо­бах удовлетворения потребностей, то есть деятельностсной составляющей аттитюдов и установок, обычно революционным способом изменяются и юридические нормы и правила. Переходящей, наиболее устойчивой яв­ляется информация, определяющая менталитет популяции, а также со­держание ее культурных рамок.

В пост и постпостиндустриальном обществе ввиду высокой информа­ционной насыщенности среды обитания происходит индивидуализация личности. За свободу и разнообразие выбора приходится платить, в частности, дисбалансом знаковой информации, "подвисанием" фун­кции групповой идентификации, что вызывает усиление индивидуализации и связанных с ней ряда асо­циальных явлений - наркомании, аутизма, немотивированной преступ­ности и т.д. Не вдаваясь в подробный анализ всех особенностей этого кризиса и путей его преодоления, укажем на важный для на­ших рассуждений побочный эффект. Социум в этих условиях должен мобилизовать свои возможности по увеличению производства СИП, так как одна из важнейших их ролей - насыщение информационно-экологи­ческой среды обитания популяции знаковой информацией описанного выше характера для приведения системы в состояние устойчивого развития, равновесия. Один из путей увеличения производства СИП - ­увеличение количества людей, работающих в этой сфере.

Вопрос, который возникает у автора и который, кажется, никто еще серьезно не ставил, звучит так: какими психофизиологическими свойствами должен обладать человек, чтобы ему хотелось создавать продукцию, предназначенную для распространения в сфере культуры и СМИ? При этом не имеется в виду достаточно разработанная психоло­гия творческой личности, деятельность которой направлена на прео­доление трудностей создания глубоких произведений культуры, ис­кусства, получение серьезных научных результатов. При всей зыб­кости определений "глубины" грань здесь просматривается достаточ­но четко.

Можно выделить по крайней мере две линии в спектре психофизио­логических свойств, определяющих функционирование человека в этой области. Шизоидная компонента необходима для создания новых идей любого плана и уровня и для достаточно упорной их проработки. Декларируемые производителем СИП цели, обосновывающие необходи­мость такой работы, чаще всего служат только для оправдания тако­го рода деятельности, а реально определяются свойствами самой личности. Для того, чтобы появилось желание выступлений перед бо­лее или менее большой аудиторией со своей продукцией, необходимо иметь выраженный "комплекс Нарцисса" на любой основе с экстравер­тной ориентацией, но чаще всего истерической. Результат зависит от интеллектуального и культурного уровня выступающего и выражен­ности шизоидной компоненты, это будет или гениальная интерпрета­ция образа Гамлета или ритмичная демонстрация перед объективом языка или попы. Определенное значение могут иметь другие формы истероидной компоненты. Можно предположить, что даже коммерчес­кий успех является побочной целью таких выступлений, истинная це­левая установка формируется при прочих равных условиях на основе внутренних психологических побуждений.

В коммерчески и политически запрошенных продуктах задача произ­водства СИП выполняется попутно, произведения же культуры часто прямо выполняют эти функции. Спрос на СИП в коммерческой и поли­тической сферах слабо связан с процессами, направленными на реше­ние проблем обсуждаемого кризиса. Поэтому в этой ситуации должно гипертрофированно развиваться производство продуктов культуры низкого качества, но более или менее насыщенных знаковой информацией, что реально и наблюдается. Используемые при этом сю­жеты и приемы воздействия на массового потребителя находятся на грани или за гранью психиатрической патологии, что в значи­тельной степени определяется свойствами их авторов, а также их надеждой на коммерческий успех за счет эпатажного спроса и адресностью на слои общества с соответствующими свойствами. Пропаганда коммер­ческого успеха "звезд" направлена на рекрутирование личностей с описанными выше свойствами в сферу производства СИП.

При производстве СИП в сфере попкультурных институтов в связи с жанровыми особенностями и коммерческими требованиями рынков сбы­та поверхностно воспринимаемая информация сильно искажена (Д.Фис­ке). В обществе, для которого предназначена эта информация, в процессе эволюции жанров выработана система фильтров, позволяю­щих нейтрализовать эти особенности и наряду с развлекательной внешней сюжетностью адекватно воспринимать сим­вольную информацию (Д.Миз). Этот второй тип информации как прави­ло направлен на формирование и поддержку часто сильно отличающих­ся от расположенных на поверхности сюжета поведенческих моделей и конструктов. Как известно, значительная часть интеракционно - символьной ин­формации плохо алгоритмизируется, так как кодируется в значи­тельной степени в тонких лингвистических, психомоторных и сход­ных с ними реакциях. Поэтому при распространении такого типа СИП в группах и популяциях с другой культурной картой она не воспри­нимается или декодируется - переописывается - с большими искаже­ниями.

Таким образом, вырабатываемая западной цивилизацией СИП в первом приближении содер­жит по крайней мере два слоя. Интересующий нас поверхностный слой содержит знаковую и вербализованную информацию так называемой "кока-коловой" цивилизации, которая в самих Западных странах в основном фильтруется и не воспринимается. В Российском обществе выработанные на Западе СИП и особенно ее "экологические отходы" действуют аналогично дей­ствию алкоголя на народы Севера. Поп - культура России последних лет вынесла в телевизионный и радио эфир криминальный, ресторанный и другие информационные слои культурного поля, которые в здоровом обществе конечно же существуют, изучаются культурологами, но занимают подобающее им место в тех местах, где им и должно быть. "Культура" гомосексуализма или отправления естественных физиологических потребностей, конечно, существуют, но их место в туалете. Свобода распространения информации на данный период понята в России как свобода от ответственности, это приводит к разрушению элементов иммунной системы культуры, вызывает эффекты типа ятрогенного в психиатрии, но носящего массовый характер. Сюжеты и образы Российских телевизионных передач, журналистики и поп - литературы представляют из себя психологическую кунсткамеру, то есть демонстрируют в основном психологические уродства и отклонения от нормы. Ответственность журналиста и деятеля культуры должна быть регламентирована так же, как ответственность врача. Очень хочется надеяться, что это явление временное, социум найдет механизмы оздоровления и восстановления утраченных в настоящий момент этических ценностей, преодолеет инерцию действия психологической части Гарвардского проекта.

Криминализация общества стимули­руется этой продукцией притом, что предысторически зачатки кри­минальной культуры уже были сформированы. Под лозунгами "свободы распространения информации" профанируются и переописываются важнейшие элементы культурных традиций, что создает неустойчивости в функционировании целого ряда социальных институтов, даже в межэтнических конфликтах этот фактор срабатывает четким образом.

 

 

 

 

Hosted by uCoz