Тема 3. Дуальность и индивидуальность человека.

 

 

Лекция 3.3. Общие свойства человеческого мышления. Сфера бессознательного и мифы.

Мы достаточно подробно рассмотрели структуру условного рефлекса потому, что перечисленные выше функции являются составляющими ФА на более высоких уровнях системы, то есть в структуре установ­ки, аттитюда (J.M.Jaspars, Д.Н.Узнадзе) содержатся эти же фун­кции, но усложненные. Следовательно, свойства ФА на всех уровнях по многим своим качествам сходны со свойствами УР, это следствие генезиса свойств нейронной сети. Весь сценарий ФА формируется и реализуется практически одновременно, и его свойства зависят от свойств всех элементов системы. Ниже мы рассмотрим более подроб­но, как это выглядит, и какие отсюда вытекают следствия, а пока перечислим некоторые наиболее важные особенности.

Из результата действия С всегда вытекает изменение свойств объекта, на который направлен ФА, то есть уже УР может рассматри­ваться как акт преобразования, конструирования внешней реальности. В процессе формирования УР возникает целевая функция как опти­мальный результат ФА. На физиологическом уровне это соответ­ствует максимализации положительной эмоции.

Возникновение целевой функции означает появление "мысленного" опережения результата действия.
При "коллективных" действиях ансамбля организмов возможно появление аналогов свойств "рефлексивности" и "ошибочности" (Джорос).

Рефлексы, направленные на регулирование процессов во внутренней среде организма, в первую очередь трансформировались в безуслов­ные то есть на некотором этапе переходили в режим авторе­гулирования. Этот механизм трансформации рефлексов из условных в безусловные работает на всех этапах генезиса нейронной сети в темпе, который определяется возможностями генетического механиз­ма закрепления БР.

С развитием рецепторов функции сжатия ин­формации (уменьшение количества параметров порядка) и выделения признаков (выход на точку аттрактора) в значительной степени взяли на себя рецепторные блоки. То есть с развитием нейронной сети трансформировалась ее морфоло­гическая структура, распределенность и локализация функций. Соот­ветственно развивались алгоритмы, синтаксис и семантика сети. Рефлексы, пе­решедшие на уровень безусловных, приобретают качество архетипов. То есть их функции продолжают выполняться, но на "бессозна­тельном" уровне. Выделяемые их фильтрами несущие определенные смыслы паттерны сенсорных сигналов воздействуют на текущий про­цесс обстановочной афферентации через аффективно - оценочные механизмы в фоновом режиме, без выделения информационной состав­ляющей. Этот механизм имеет серьезнейшее значение в дальнейшей эволюции нейронной сети, мы будем к нему периодически обращаться.

Информационные комплексы типа сложных паттернов сенсорных сигна­лов на некотором этапе в блоке акцептора результатов действия приобрели смысл когнитивной карты и далее - с развитием второй сигнальной системы - элементов модели мира. В терминах концепции Дж. Р. Серла «Конструирование социальной реальности» (Дж. Р. Серл. Searle, J. 1995) этот момент соответствует появлению феномена присвоения субъектом внешним объектам статус - функции, то есть первому этапу возникновения субъект - объектных отношений. При этом генезис и свойства когнитивных моделей нужно рассматривать, всегда имея ввиду наличие как инфор­мационной, так и аффективно - оценочной составляющих.

Важнейший вопрос, возникающий в связи с материальной основой когнитивных комплексов - какими электрохимическими или иными ме­ханизмами определяется связь их информационных и аффективно - оценочных свойств? К сожалению, здесь имеется в наших знаниях пробел, так как биховиористические исследования принципиально стараются не касаться процессов сознания, психиатры не очень хорошо относятся к психологам, а гуманитарии несведущи в механиз­мах медико-биологических процессов. Дуальность когнитивных ком­плексов, как будет видно из дальнейшего анализа, имеет важнейшее значение при исследовании социальных процессов.

Для нашего анализа подробности антропологической эволюции человека, то есть ароморфоза при образовании вида Homo Sapiens, не являются определяюще важными. Важными являются времена формирования и закрепления особенностей вида, и особенно его психофизиологических структур. Этот вопрос получил новое смысловое наполнение по результатам генетических исследований последних лет, к этому вопросу вернемся в последующих лекциях.

Отличительным признаком вида Homo Sapiens является наличие второй сигнальной системы, то есть речи. Но, вероятно, одновременно развивались несколько взаимосвязанных психофизиологических особенностей, позволившие образоваться виду:

1.         Появление и развитие функции вербализации информации, то есть речевой коммуникации;

2.         Образование когнитивных конструктов - синтетических моделей ситуаций, основанных на системах "мягкой" логики, содержащих понятие причинности и передаваемых потомству посредством второй сигнальной системы. На их основе - возникновение типов поведения, позволявших приспосабливаться к быстро меняющимся условиям внешней среды, то есть переход от сложных условных рефлексов к "разумному" поведению;

3.         Как следствие п.2 - осознание "отдельности" личности от мира объектов природы, то есть зачатки субъект - объектных отношений, и далее переход к мышлению в его нынешнем виде;

4.         Появление информационных обоснований к мотивированному убийству особей своего вида, особенно в части коллективных действий;

5.         Развитие коллективных форм добычи пищи и межпопуляционной борьбы, то есть более глубокая по сравнению со стадностью социализация;

6.         Формирование социокода, то есть систем научения, способствующих устойчивости в поколениях приобретенных популяцией способов индивидуального и коллективного выживания.

7.         Постепенный перенос центра тяжести внутрипопуляционной борьбы за существование в сферу производства и распределения ресурсов, появление разделения труда и развитие поведенческих функций от «действий» к «деятельности»;

8.         В соответствии с п. 7 - эволюция иерархических структур популяций.

Осознание субъектом своей "отдельности" от объектного мира предшествовало созданию формальной логики. Этот переход возникает в том случае, если в ответ на возникшую проблему в процессе анализа ситуации или когнитивной карты в афферентной среде мозга формируются не предписания, отвечающие на вопросы "что? где? когда?", а в результате инсайта появляются синтетические модели, отвечающие на вопрос "каким образом?". То есть, в соответствии с Д.Юмом и Э.Кантом, возникает "чувство причинности" и система оценочных "априорных категорий". Это могут быть системы образного, символьного мышления как результат усложнения и накопления количества условных и безусловных рефлексов, так как имеется прямая связь между синтаксическими и семантическими параметрами во второй сигнальной и других функциональных информационных системах.
Одновременно развиваются системы ассоциативного анализа и эмоциональных оценочных функций, что необходимо для возникновения инсайта.

Можно предположить следующий механизм формирования этого явления. При необходимости усложнения форм поведения ассоциативно - оценочный комплекс, так же как и при формировании условного рефлекса, все чаще попадал в ситуацию абсурда. Это основная предпосылка возникновения инсайта, в результате которого формируется синтетическая модель ситуации. Возникает необходимость сравнительного анализа сенсорных комплексов, выделения признаков свойств внешней среды и преобразования их в символы, которым приписываются смыслы и значения, далее вербализуемые с целью передачи ее потомству. Ассоциативно-оценочный комплекс, реализующий функции условных рефлексов, стал оперировать сенсорными комплексами как когнитивными конструктами, которые приобрели смысл моделей ситуаций (мемов в концепции Р.Докинза, гештальтов в гештальтпсихологии, концептуальных примитивов в социальной психологии), при этом конативная компонента заторможена. Это механизм метасистемного перехода от условных рефлексов к человеческому мышлению, от системы условных рефлексов и когнитивной карты животного к системе установок, аттитюдов и модели мира человека. В терминах концепции Дж. Р. Серла это момент появления явлений интенциональности, то есть коллективного присвоения объектам статус - функций, и институциональности как процесса оформления интенциональности в социальных структурах. В генетической эпистемологии Ж.Пиаже этот феномен обозначен термином «децентрация», у ребенка он возникает в возрасте 2-3 года.

Итак, рассматриваемый этап эволюции характеризовался для человека следующими последствиями:

1.    Удлинение периода воспитания и обучения ребенка, его детства. Это в свою очередь потребовало усиления коллективистских тенденций, в частности альтруистических комплексов, а также зарождения и развития сфер производства и распределения материальных ресурсов внутри иерархической структуры и появления понятий деятельности и частной собственности. Следствием этой особенности (наряду с чисто биологическими эффектами при появлении венерических болезней) являются также изменения в половых и возникновение гендерных отношений.

2.    Другая сторона этих тенденций - конфронтационные эффекты между кланами и этносами с использованием инструментальных способов борьбы за ресурсы и как крайний результат - формирование информационных мотиваций убийства себе подобных.

3.    В связи с п.2 предыдущего списка - проявление на этом уровне системы психологических особенностей типа амбивалентности, то есть шизоидных комплексов.

4.    В связи с п.4 перечня, приведенного выше, и п.2 настоящего - появление явлений типа Эдипова комплекса и на его основе - мифологического и сакрального мышления и их информационного и институционального наполнения.

Пункт 1 этого перечня - причина появления и эволюционного развития правил поведения, дающих преимущества в ситуациях коллективного выживания, то есть морально-этических комплексов, которые так восхищали И.Канта [94]. Вследствие разделения труда возникает и развивается мотивированность вида труда как его информационное обоснование в отличие от мотивации как физиологического явления, сигнализирующего о завершении афферентного анализа и синтеза и принятии решения в отношении вида действия. (П.К. Анохин).

К.Лоренц видит причину потери иммунитета к убийству себе подобных в случайных вспышках агрессивности некоторых членов популяции и применении при этом орудий. Такого рода "случайные" убийства членов своей "семьи" при наличии биологического запрета на эти действия не могло не приводить к глубочайшему стрессу у совершившей такой поступок особи. В сочетании с одновременным зарождением и развитием системы априорных морально-этических категорий и появлением субъект - объектных отношений возникают условия формирования психофизиологических комплексов вины, типа комплекса Эдипа, и это отражается на свойствах систем мифологического и сакрального мышления. Одной из причин формирования этих свойств является также исчезновение промежуточной ступени между обезьяной и человеком, в частности, через уничтожение ее людьми, так как, в соответствии с принципом Гаузе, два вида не могут существовать в одной экологической нише.
Возможно, что "комплекс Эдипа" закрепился, в частности, в связи с необходимостью "централизации" управления популяцией, то есть с развитием коллективных форм выживания. Чувство вины и комплекс долга, как показали Фромм, А.Тойнби и другие мыслители, до сих пор во многих случаях являются основными предпосылками манипулирования большими массами людей, их сплочения вокруг идеологий. На начальных стадиях развития этих комплексов роль идеологий играли мифы, в основном их сакральная компонента. Миф в этой ситуации нес объяснительные функции, привлечения формальной логики не требовалось, здесь используются системы "мягкой", образной логики.

В формировавшейся системе субъект - объектных отношений природные силы и свойства объектов воспринимались как разновидность социума, на него переносились смыслы свойств и связей человеческого сообщества. Образные, символьные синтетические модели - инварианты в окружающем мире - интерпретировались как структуры, управляемые какой-то божественной силой. Поэтому природа, внешняя среда воспринималась как одна из разновидностей социума, населенного богами, отвечающими за определенные сферы деятельности, и человек встроен в этот социум со своими ролями и обязанностями. Зависимость, подчиненность человека законам природы вызвали формирование комплекса типа "синдрома заложника" по отношению к внешним силам, богам, в самых различных формах. «Хвали Отца - попадешь в Рай» - слишком по-человечески, чтобы быть Боговым.

Свойства мифов как сами по себе, так и в связи с лингвистическими особенностями исследовались в работах Э.Дюркгейма, К.Леви-Стросса, Ж.Дерриды и других ученых, занимавшихся социальной антропологией и структурной лингвистикой. Проблемы и способы формализации здесь, по мнению автора, должны рассматриваться в связи со статистиками по популяциям параметров, в частности, получаемых из теорий когнитивной дифференцированности и сложности, когнитивного соответствия и кодирования - декодирования интеракционных сообщений. Вследствие наличия амбивалентности мифы всегда "полны шумов", жесткую логику здесь искать бесполезно (Барт Р., Ган Ван-Дер-Маас). Миф всегда «направлен к удовольствию», то есть стремится структурировать модель реальности так, чтобы когнитивный диссонанс был минимален.

Появление систем формальной логики обычно связывают со временами Платона и Аристотеля, с тех пор прошло всего 2500 - 3000 лет. Но на развитие приведших к этому явлению морфологических особенностей по темпам биологической эволюции нужно было как минимум 100 - 200 тысяч лет, это период палеолита, рассматриваемый нами период исчезновения промежуточной ступени от приматов к хомо.

Формы иерархических структур и уровень насилия внутри популяций определяются балансом агрессивных и альтруистических способов поведения. На каждом этапе эволюции существует оптимальный интервал величин этих тенденций, выше и ниже которого популяция обречена на вымирание.

Таким образом, формирование на всех этапах онтогенеза анатомо - физиологических структур нейронной сети и ее аффективно-оценочной функции требует от внешней среды информационного наполнения так же, как и отправления других физиологических потребностей организма. Поэтому, например, необходимо наличие во внешней среде поля идентификационных возможностей, специфического для каждой популяции. Динамика распространения мемов может быть объяснена статистиками психофизиологических свойств популяций, то есть требованиями специфического информационного наполнения сложившихся или формируемых структур нейронной сети, адаптированных именно для такого типа информации. В современной информационно насыщенной среде это обстоятельство имеет самые серьезные последствия. С большой долей вероятности можно предположить, что при построении властных иерархических структур и в борьбе за место на ступенях стратификационной лестницы по материальным доходам в любом обществе и группе основную роль будут играть определенные, предположительно эпилептоидные реакции.

Из генезиса психофизиологических свойств мышления вытекает, что когнитивные конструкты всегда содержат как информационную, так и связанную с ней аффективно - оценочную компоненты. Свойства когнитивных конструктов и связанных с ними функциональных актов в значительной степени регламентированы морфологией и физиологией афферентной среды мозга, сформированной в процессе естественного отбора в филогенетических рядах. Остается открытым вопрос о механизме и степени завершенности генетического закрепления этих особенностей. Эта проблема связана с проблемой наследования приобретенных признаков в теории естественного отбора.

Следующие психологические свойства мышления ИИ представляются наиболее важными для рассмотрения социальных процессов:

1.    Амбивалентность и присутствие «фоновых» (инстинктивных) аффективно - оценочных комплексов, влияющих на процесс мышления без выделения информационной компоненты.

2.    Избирательность мышления относительно свойств информационной компоненты и, как следствие, необходимость наличия в социуме поля идентификационных возможностей с определенными свойствами.

3.    Наличие функций коллективного выживания в форме априорных этических категорий.

4.    Наличие комплекса вины, определяющего, в частности, свойства сакральной компоненты культурной карты.

В этой главе описаны механизмы эволюционного формирования мифа как социального феномена, то есть создание мифов осуществляется коллективным творчеством. Миф является, наряду с языком и системой социальных представлений (С. Московичи), важнейшим элементом социокода (М.К. Петров), то есть информационного комплекса, с помощью которого народы и популяции воспроизводят себя в эволюционном процессе. Нужно иметь в виду, что социокод воспроизводится в личности только в процессе научения и воспитания, то есть, если личность воспитывается в другой социальной среде, с другой культурой и языком, то ею будут восприняты язык и культура среды, но порог актуализации психофизиологических элементов будет выше, чем в «родной» среде. То есть человек будет «немножко Маугли», какие скрытые стрессы при этом формируются - неясно. Для воспроизводства же социокода требуется реализация статистики психофизиологических параметров популяции, то есть должно взаимодействовать «достаточно много» людей одной национальности или принадлежащих к одной популяции. Это происходит при формировании национальных диаспор.

Вопрос о том, каким образом описанные свойства мышления влияют на формирование социальных структур при взаимодействии с предысторически сложившейся социальной средой, особенно в современных условиях, будет рассмотрен в последующих частях работы. Важнейшим является вопрос об устойчивости социокода и механизмах его разрушения под влиянием внешних информационных воздействий и внутренней эволюции.

 

 

 

 

Hosted by uCoz