Тема 3. Дуальность и индивидуальность человека.

 

 

Лекция 3.2. Научение.

«Возникновение личности - это результат динамической интеракции генетической предрасположенности с социальной и экологической средой»
(Психофизиология).

Актуализация инстинктов идет в процессе онтогенеза одновременно с обучением. Анатомически все основные структуры мозга при нормальном развитии оказываются сформированными на двенадцатой неделе развития плода, далее под воздействием параметров среды и процесса обучения идет формирование нейронных связей. Отметим, что проявление наследуемых функций всегда опосредовано. Например, в шестимесячном возрасте ребенок отдает предпочтение звукам и артикуляции родного языка, хотя обучение может идти на неродном языке (L.A. Hirschfeld, S. A. Gelman, et al). Какие скрытые когнитивные конфликты в этой ситуации возникают - вопрос открытый. Формирование индивидуального семантического пространства идет на фундаменте наследуемых инстинктов, элементы, составляющие систему концепций, названы концептуальными примитивами. «…тип мышления проявляется и в раннем формировании концепций пола, родства и расы. Кроме того, установлено, что дети непроизвольно думают об организмах и об их поведении, как о «хороших» и «плохих». Связь между качественным мышлением и делением на «хорошее» и «плохое» объясняет универсальность групповых стереотипов человеческих культур» (Психогенетика). Эти стереотипы особенно сильно проявлены в некоторых типах мышления, об это речь будет ниже. Таким образом, «… хотя нет сомнений в том, что взаимодействие с внешней средой необходимо для развития полноценных концепций, ясно также и то, что ядро, основа для когнитивного развития, заложено в геноме человека".

Наиболее важную и достоверную информацию дают исследования методом близнецов. «…исследование 39 пар монозиготных (идентичных) и 38 пар дизиготных (неидентичных) взрослых близнецов, воспитывавшихся порознь, а также 423 пар монозиготных и 434 пар дизиготных взрослых близнецов, воспитывавшихся вместе, продемонстрировало, что генетические факторы объясняют по меньшей мере 50% фенотипической вариации, а разная среда - лишь 35%. Это исследование не подтвердило гипотезу, согласно которой авторитаризм обусловлен аспектами среды воспитания. Не была выявлена связь и черты правого авторитаризма с общими когнитивными способностями. По-видимому, на нее влияют главным образом генетические факторы, а также уникальные факторы среды» (Plomin R., DeFries J.C., McClearn G.E.). Это очень важный для нашего рассмотрения факт. По этим данным сложные поведенческие функции наследуются также на 50%, это по прямой родственной линии. Можно предположить, что фенотипическое наследование в статистиках по популяциям будет значительно выше, хотя и эти цифры позволяют уверенно говорить о том, что поведенческие и культурные параметры наследуются через фактор наследования в генных сетях популяций. Устойчивость этих параметров сравнима с устойчивостью других физиологических параметров популяции, таких как преобладающий цвет волос или длина тонкого кишечника.

Теперь рассмотрим, какие анатомические и физиологические механизмы могут лежать в основе этого наследования. Ниже - фактически конспект некоторых глав отличной обзорной монографии (Психофизиология) с некоторыми комментариями.

Важнейший вопрос - это вопрос о механизмах научения, то есть о динамике формирования структур мозга в онтогенезе в процессе геном - средовых взаимодействий. Современные теории когнитивной психологии определяют этот процесс как «формирование ментальных моделей окружающего мира, объектов их взаимоотношений, возможных опера­ций с ними и их последствий» (Александров, Максимова, 1999, с. 72). Важнейшие результаты получены при исследованиях бихевиористического направления. В зависимости от характера решаемых задач выявлено два типа динамики процесса научения: инсайт и импринтинг. При психофизиологических исследованиях показано, что в процесс вовлечены одновременно многие структуры мозга, сформировано представление об обучающихся нервных сетях (Eccles, 1977). Более ранние исследования показали, что в зависимости от мотивации, степени готовности и прошлого опыта научение может происходить по-разному. «…научение с позиций психофизиологии может быть определено как формирование пространственно-временной организации активности мозга, обеспечивающей выполнение приобретаемого в процессе обучения нового поведе­ния и соответствующей новому состоянию субъекта поведения» (Психофизиология). Используется предполо­жение о том, что функциональная система поведенческого акта является элемен­том субъективного опыта (Foerster, H. von, P. Mora, and L. Amiot ). Но иерархическая структура функциональной системы поведенческого акта включает в себя прасистемы (В.Б.Швырков), то есть системы поведенческих актов, которые у филогенетических предков рассматриваемого индивида были целостными. С другой стороны, «молчащие» и активизирующиеся при научении нейроны - специализированные, то есть определенные «резервные» структуры включаются при специфических видах научения. Можно утверждать, что после научения смена актов происходит в результате выбора из ряда альтернатив с разной вероятностью в поведении (Ю.И.Александров, М.Самс, Ю.Лавикайнен и др. 1997). Выбор альтернатив происходит при активизации слабо выделенных дополнительных нейронных структур, свойства которых зависят от истории формирования поведенческого акта. В психологии это проявляется как амбивалентность мышления. Не детализируя сложнейшие генетические механизмы формирования нервной системы, отметим следующие выводы. В определенном смысле можно констатировать, что на молекулярном уровне научение выступает как непрекращающийся процесс развития (Ано­хин, 1996). На уровне регуляции экс­прессии (включения действия) генов научение составляет с развитием мозга единый кон­тинуум. На системном же уровне клеточный про­цесс переходит из-под контроля только локальных клеточных и молекулярных взаимодействий под кон­троль более высокого порядка - общемозговых интегративных процессов, кото­рые протекают в функциональных системах, составляющих индивидуальный опыт организма.

Теперь необходимо рассмотреть результаты исследований дифференциальной психофизиологии и психологии для того, чтобы понять, что определяет межпопуляционные различия. В основе динамики социального процесса в значительной степени лежат именно эти факторы.

В советских и Российских исследованиях: «Упрощая до некоторой степени особенности различных теоретических схем, можно выделить, по крайней мере, три основных класса подходов к исследованию индивидуально-психологических различий. Первый класс исходит из моделей мозга (нервной системы). Подход Б. М. Теплова и В. Д. Небылицына принадле­жит (главным образом) к этому первому классу. Второй класс исходит из моделей поведения. Исследования П. В. Симонова, а также выпол­ненные в последние годы работы В. М. Русалова могут быть отнесены к этому классу. Наконец, третий класс относится к моделям человека. К данному классу принадлежат исследования В. С. Мерлина. Безусловно, необходимо принимать во внимание то, что эти три класса подходов к исследованию индивидуально-психологических различий тесно взаимодействуют". (Психофизиология). Еще необходимо отметить работы, основанные на связи психологических параметров с психиатрическими диагностиками, это работы Ганнушкина, Личко и др., их скорее всего можно отнести ко второй группе. Все эти подходы не только взаимодействуют, но и дополняют друг друга.

В. М. Русалов предложил схему трехуровневой структуры свойств нервной систе­мы: уровень нейронов, уровень комплексов структур мозга (предложены также В. Д. Небылицыным) и уровень свойств це­лого мозга, отражающих функциональные параметры интеграции нервных процес­сов в целом мозге. Третий уровень наибо­лее важен для анализа физиологических основ индивидуальных различий (включая особенности темперамента и общих способностей). Проанализировав структуру корреляций между спектральными параметрами ЭЭГ с использованием метода главных компонент, В. М. Русалов и М. В. Бодунов (В.М.Русалов, М.В.Бодунов) выделили четыре общемозговых ЭЭГ-фактора: Ф-1 - энергия медленных ритмов (дельта и тета); Ф-2 - частота медленных ритмов (дельта и тета); Ф-3 - энергия и частота быстрых ритмов (бета-2) и Ф-4 - пространственно-временная синхронизация и когерентность биоэлектрической активности мозга. Эти обще­мозговые ЭЭГ-факторы характеризовали, с одной стороны, особенности межцент­ральных отношений в коре головного мозга, а с другой - различные аспекты акти­вации нервной системы в целом. Согласно предположению В. М. Русалова, дан­ные общемозговые факторы рассматривались как параметры свойств нервной системы третьего уровня, играющего ведущую роль в детерминации целостных ха­рактеристик индивидуальности (включая особенности темперамента и общих спо­собностей). Результаты позволили сделать вывод о том, что общие факторы ЭЭГ отража­ют существенные параметры интегративной деятельности мозга, которые оказы­вают влияние на особенности проявления активности как важнейшей характерис­тики индивидуальности. На основе допущения, согласно которому межличност­ная изменчивость целостных свойств индивидуальности (включая активность как компонент темперамента и общих способностей) преимущественно определяется фундаментальными характеристиками функционирования головного мозга, выде­ленные ЭЭГ-факторы были рассмотрены как индикаторы гипотетических общих свойств нервной системы в целом.

Обобщая эти исследования в интересующем нас аспекте, выделим следующие их результаты. Для полного описания общей вариации психофизиологической активности достаточ­но 3-4 факторов (Русалов 1989, 1996, Бодунов и др. 1996). Трехкомпонентная структура включает факторы предметной ак­тивности, социальной активности и эмоциональности. В четырехкомпонентной структуре выделяется дополнительный фактор индивидуального темпа, который объединяет особенности проявления этой характеристики в обеих сферах - пред­метной и социальной. Интеллектуальная, психомоторная и коммуникативная активности являются относительно независимыми друг от друга. Их совместное действие обеспечивает оптимальный уровень взаимодействия индивида с окружа­ющей его средой (А.И. Крупнов 1985,1986). Предложен индикатор стохастичности нейронных сетей в качестве общего свой­ства нервной системы. Предположено, что данное свойство может быть рассмотрено в качестве основы пластичности индивидуального поведе­ния. Экспериментальные результаты показали наличие положительной корреля­ции между вариабельностью вызванных потенциалов мозга и пластичностью поведения при прогнозирова­нии событий в случайной среде. Результаты проведенных психометрических исследований (Русалов, 1989,1990, 1996) показали, что все шкалы указанных характеристик являются надежными (конси­стентными). Шкалы продемонстрировали хорошо интерпретиру­емые корреляции со шкалами «Личностного опросника Айзенка» и «Павловско­го темпераментального опросника». Высокий уровень корреляций между отдельными шкалами демонстрирует воз­можность использования этого количества факторов для равноценного объяснения интериндивидуальной вариации анализируемых характеристик ин­дивидуальности. Более строгая интерпретация может состоять в том, что три шкалы - эргичность, пластичность и темп трактуются как аспекты, а не фак­торы активности, имеющие специфические особенности проявления в предмет­ной и коммуникативной сферах деятельности. Эмоциональные факторы темперамента (виды эмоциональных состояний) в их связи со сферами и факторами активности слабо исследованы. Эти результаты еще не были использованы для определения вариаций основных параметров различных психотипов, например, при их дифференциации по акцентуациям (П.Б.Ганнушкин).

Несколько слов о попытках построения теории "измеренной" "интегральной индивидуальности" (ИИ). Дано следующее определение "интегральной индивидуальности" как системы: "Не одна система (по типу русских матрешек), а иерархическая совокупность не входящих друг в друга, относительно автономно сосуществующих разноуровне­вых подсистем, причем полиморфно связанных между собой, образует интегральную индивидуальность. Иерархический способ организации и многоуровневость, единство процессов интеграции и дифференциации, телеологический и каузальный типы детерминации, гибкость много - ­многозначных и жесткость однозначных связей между индивидуальны­ми свойствами - таковы главные особенности устройства ИИ как большой системы". Свойства ИИ делятся на интраиндивидуальные и метаиндивидуальные. "Интраиндидуальность складывается из индивидуальных биохимичес­ких, соматических, нейродинамических, психодинамических, личнос­тных свойств, то есть свойств, присущих организму, психике, соз­нанию, самосознанию индивидуальности". "...Метаинди-видуальность детерминирована как специфическими особенностями контактной со­циальной группы и конкретной социальной ситуации, в которые она включена, так и интраиндивидуальными свойствами" (В.С.Мерлин). Метаиндивидуальная компонента - основа формирования групп и полей. Этот подход нам мало что объясняет.

Рассмотрим теперь крайние случаи проявления интегральных свойств психики. Это медицинские психиатрические патологии - психозы, фобии и т.д., то есть «края» распределений психофизиологических параметров личности и статистик популяций. Континуальны эти распределения или дискретны - на нашем уровне знаний вопрос открытый, но для наших рассуждений не принципиальный. Пограничные между нормой и патологией состояния определяются как психопатии и акцентуации. Приведем определение психопатий из работы П.Б.Ганнушкина, ибо лучше классика трудно сформулировать суть дела: "...изучае­мые формы не имеют определенных границ; буду­чи часто трудно отличимыми от нерезко выраженных психозов, они, с другой стороны, уже совершенно незаметным образом сливаются с так называемой нормой, ибо между психопатическими особенностями и соответствующими им "простыми человеческими недостатками" разни­ца большей частью только количественная, а не качественная, так называемые "нормальные" характеры (если только таковые сущес­твуют) без всяких границ переходят в патологические; благодаря этому обстоятельству мы имеем здесь дело то со случаями, далеко заходящими в патологию, то с лицами, никем не считаемыми за больных». Психопатические личности часто становятся лидерами в том или ином виде деятельности. Между «нормой» и психопатиями располагаются «акцентуации», то есть норма с преобладанием определенного типа поведения. Это наиболее интересная для нас область. Здесь может быть констатирован переход от чисто медико - физиологичес­ких параметров к области характериологии, то есть когнитив­ной области интегральной индивидуальности, взаимодействующей с социальной средой. Классификация по акцентуациям основана на типах реакций личнос­ти на внешнюю ситуацию, фактически на типах психопатий (Личко). То есть на признаках интегральных психофизиологических свойств организма. При этом диагнос­тика осуществляется специальными методиками и опросниками, содер­жащими, как правило, шкалы с зонами нормы, акцентуированности и патологии, через информационную компоненту диагностируются свойства нейронной сети ИИ. Типы акцентуаций: 1.Циклоидный, 2. Гипертимный, 3. Лабильный 4. Астенический, 5. Сензитивный, 6. Психастенический, 7. Шизоидный, 8. Эпилептоид­ный, 9. Застревающий (паранойяльный) 10. Истероидный (демонстра­тивный), 11. Дистимный, 12. Неустойчивый, 13. Конформный.

Акцентуации - целостные характеристики организма человека, на нынешнем уровне развития экспериментальной техники психофизиологии диагностируются только некоторые из них. Это та граница, где кончается об­ласть естественнонаучной терминологии и методов измерений и ис­следователь попадает на зыбкую почву обычных для психологии метафорических описаний и субъективных характеристик, достоверность которых часто трудно оце­нить. Не приводя имеющиеся в публикациях описания типов акцентуаций, обратим внимание на следующее. Поскольку психопатии и акцентуации - врожденные психофизиологические характеристики, при формировании модели мира (после момента децентрации в возрасте 2-3лет) в процессе обучения придаваемые объектам смыслы встраиваются в структуру поведения, соответствующую типу акцентуации. Поведенческие параметры формируются не просто как реакция на обстановку, но как выполнение определенной роли в модели мира, индивидуальном семантическом пространстве. В какой мере и через какие механизмы этот дуализм разрешается в поведенческом континууме личности можно понять, рассмотрев, с одной стороны, психофизиологические механизмы научения, а с другой стороны, способы снижения когнитивного диссонанса. Приведенные выше данные по наследованию сложных поведенческих функций следует понимать так, что наследуются психофизиологические комплексы типа акцентуаций, норма (можно их назвать «псевдопсихопатии»). Монозиготные близнецы имеют одинаковый тип психофизиологической конституции, поэтому у них сходные параметры модели мира. Это очень важный факт, мы еще будем к нему возвращаться. То есть, несмотря на то, что у человека обнаружены нейроны, избирательно активирующиеся при предъявлении определенного сло­ва ( Heit et al., 1988; Creutzfeldt et al., 1989 и др.) и, в отличие от животных, предполагается наличие специфически челове­ческих структур, в которых закодированы знания, то есть индивидуальная история воспитания, обучения и обстоятельств жизни конкретного человека (Швырков,1995), наследуемые формы структур мозга оказывают значительное влияние на его поведенческие параметры.

Прокомментируем результаты психофизиологических исследований психиатрических патологий - шизофрении и депрессии. Важными для нас являются также исследования эпилепсии и истерии. Нас интересуют только функциональные психозы, возникающие без органических поражений мозга. Наиболее информативными при исследовании интегральных процессов являются методы «визуализации живого мозга». «Сюда относятся методы, определяющие структурные изменения мозговой ткани, - компьютерная томография (КТ) и магнитно-резонансная томография (МРТ); ме­тоды, оценивающие функциональное состояние ЦНС, - позитронно-эмиссионная томография (ПЭТ), анализ скорости мозгового кровотока (СМК), который можно также изучать с помощью однофотонной эмиссионной компьютерной томографии (СПЕКТ), и функциональная магнитно-резонансная томография (ФМРТ), а так­же компьютеризованная электроэнцефалографическая топография (КЭТ). Ото­бражение активностей сразу многих областей мозга, позволяющее визуализиро­вать и оценить различия в уровнях активирования этих областей, часто называют «картированием мозга» и также применяют для исследования таких процессов, как внимание, память, различные виды мышления» (Психофизиология). Этот мощный арсенал средств позволяет выявить процессы синхронизации работы разных участков мозга, их роль в функциях мышления. Депрессия эволюционно более "старое" явление, она наблюдается у многих высших животных, и за нее "ответственны" глубинные мозговые структуры. Все виды шизофрений и депрессий связаны с нарушениями функций и синхронизации работы участков коры мозга. Эпилепсия и истерия также диагностируются перечисленными средствами и являются следствием нарушения интегральных функций центральной нервной системы. Поскольку переходы психозы - психопатии - акцентуации - норма континуальны, нерезкие, то можно предположить континуальность выраженности функций и синхронизации работы участков коры мозга. Уровень выраженности акцентуаций отражает характеристики этих параметров у разных генотипов, и именно через них происходит наследование сложных поведенческих функций в трех названных выше факторах активности. Таким образом можно констатировать, что нормой для фенотипа считается некоторый интервал значений параметров организма на их распределении по популяции, при этом у разных популяций эта норма может быть различной.

В теории когнитивного диссонанса Л. Фестингера исследуется динамика возникновения когнитивных конфликтов и способы их разрешения, процесс взаимной адаптации среды и модели мира личности. То есть то, как чело­веческий разум стремится к установлению внутрен­ней гармонии между его мнениями, взглядами, знания­ми и оценками и параметрами среды. В этой теории отсутствует разделение на сферы активности, считается, что они равноценны. Между элемен­тами были установлены следующие простые связи: 1. Пары элементов могут существовать в иррелевантных, консонантных или диссонантных отно­шениях. 2. Два когнитивных элемента находятся в иррелевантном отношении, если они не связаны между собой. 3. Два когнитивных элемента находятся в отно­шении диссонанса, если существование одного не следует из другого. 4. Два когнитивных элемента находятся в отно­шении консонанса, если существование одного влечет существование другого. Относительно интенсивности диссонанса: 1. Величина диссонанса или консонанса, кото­рый существует между двумя когнитивными эле­ментами, является функцией важности этих двух элементов. 2. Общая величина диссонанса, который суще­ствует между двумя системами когнитивных эле­ментов, зависит от пропорции консонантных и диссонантных отношений, существующих между эле­ментами этих систем.

Экспериментально - психометрическими методиками - выявлены следующие пути уменьшения диссонанса: 1. Путем изменения одного или более когнитив­ных элементов, включаемых в диссонантные отно­шения. 2. Путем добавления новых когнитивных элемен­тов, которые являются консонантными с уже сущест­вующим познанием. 3. Путем уменьшения важности элементов, включаемых в диссонантные отношения. В результате происходят следующие изменения значений и смыслов индивидуального семантического пространства, это следствия уменьшения диссонанса: 1. Диссонанс, возникающий после принятия решения, может быть уменьшен увеличением привле­кательности выбранной альтернативы, или умень­шением привлекательности отклоненной альтерна­тивы, или сочетанием способов. 2. Диссонанс, возникающий после принятия ре­шения, может быть уменьшен, если воспринимать некоторые характеристики выбранных и невыбран­ных альтернатив как идентичные. 3. Диссонанс, возникающий после принятия ре­шения, может быть уменьшен снижением важно­сти различных аспектов решения. 4. Если проявляется принудительное согласие, диссонанс может быть уменьшен изменением мне­ния так, чтобы привести его в соответствие с пове­дением; или увеличением поощрения или грозящего наказания. 5. Если принудительное согласие получено, но не проявляется в поведении, диссонанс может быть уменьшен возвращением к первоначальному мне­нию субъекта или уменьшением желания получить награду или угрозы наказания. 6. Присутствие диссонанса ведет к поиску но­вой информации, которая будет обеспечивать познание, консонантное с существующими когнитив­ными элементами, и избеганию тех источников но­вой информации, которая могла бы увеличить существующий диссонанс. 7. Когда некоторые из когнитивных элементов диссонантны познанию относительно поведения индивида, диссонанс может быть уменьшен изменением по­ведения, и, следовательно, этих элементов. 8. Принудительное или случайное знакомство с новой информацией, которая может увеличить диссонанс, приведет к неверному истолкованию и ошибочному восприятию субъектом этой информации с целью избежать увеличения диссонанса. 9. Диссонанс, вызванный разногласиями, мо­жет быть уменьшен путем изменения собственно­го мнения, влияния на других с целью изменения их мнения и отклонения общения с теми, кто выражает несогласие. 10. Существование диссонанса будет вести к поиску единомышленников и инициированию ком­муникации и процессов влияния с целью получе­ния социальной поддержки. 11. Влияние, оказанное на человека, будет бо­лее эффективно, если оно ведет к уменьшению диссонанса. 12. В ситуациях существования однородного диссонанса среди большой группы людей, получе­ние социальной поддержки легко достижимо.

Обратим внимание на то, что следствия снижения когнитивного диссонанса очень близко соответствуют свойствам акцентуаций, в том смысле, что при наличии некоторой акцентуации предпочтительным будет определенный способ снижения диссонанса. «Толерантность» в отношении диссонанса может быть интерпретирована как величина, обратная активности в концепции Небылицина и Теплова.

Таким образом, можно констатировать, что наследование сложных поведенческих функций на личностном уровне составляет не менее 50%. Наследование функций происходит через наследование нейронных комплексов, дифференциацию типов которых в терминах психологии можно определить как набор акцентуаций. В норме акцентуации распределяются по сферам деятельности личности. В популяциях наследование происходит в филогенетических рядах.

 

 

 

 

Hosted by uCoz