Тема 2. Науки об обществе

 

 

Перед мировым сообществом встают все более и более сложные задачи, за решение которых берутся все менее компетентные люди.
                   С.Лем.

Лекция 2.1. Наука и общество

Я заранее извиняюсь перед непрофессиональным читателем за возможные сложности восприятия текста, но вопрос не прост, а правила отбора квантовых состояний на языке Эллочки - людоедки не объяснить, нужен язык Паули. Кто не поймет некоторые места работы, тому советую ориентироваться на интонацию, как это делал А. Балаганов. Кому покажется, что он все понял, рекомендую разобраться в терминологии, возможно, он ошибается. Потому что я сам во многом сомневаюсь. Тема настолько обширна, что нельзя быть уверенным, что чего-то не упустил. И сужать ее нельзя, иначе может получиться так, как поется в замечательном старом романсе: «За деревьями мы второпях не заметили леса, из-за малых обид потеряли большую любовь».

Сейчас на науку ссылаются все, достаточно посмотреть рекламу самых жульнических товаров и услуг в СМИ. Любой пьяненький шаман сошлется на науку, уверяя Вас в действенности его камланий.
Человеческое сообщество является Природным объектом, результатом структурирования материи в условиях планеты Земля. Поэтому биологический вид гомо сапиенс функционирует и развивается по таким же законам, что и любой другой, то есть, эти законы в человеческом сообществе не могут нарушаться. Человеческий социум, этот, по выражению А. Зиновьева, «Всемирный Человейник», как любая другая природная система, состоит из ряда под­систем, каждая из которых имеет по крайней мере несколько описа­ний в рамках наук о человеке.

Формулирование Ч. Дарвиным биологической эволюционной теории дало понимание динамики биологических процессов, закономерности которой стали просматриваться в других областях знаний, граничащих с биологией. Первоначально такой перенос был в значительной степени спекулятивным, как, например, в социал-дарвинизме Г.Спенсера или тезисе Гоббса о социальном процессе как «войне всех против всех». Но даже в них содержалось определенное рациональное зерно, отражавшее некоторые реальные механизмы и движущие силы социальных процессов. С углублением биологических эволюционных исследований продолжались попытки применения аппарата этих исследований и их результатов в приложении к социальным процессам, их предпринимали в основном биологи, получившие значительные результаты в своей области. В трудах биолога биховиористического направления Э.О. Уилсона эти работы оформились как социобиология, «…основная идея Э.О. Уилсона: у человека, включая его мораль, культуру, социальные институты, не может быть никаких проявлений, которые противоречили бы его биологической природе. Биологическая эволюция является фундаментом и сопутствующим процессом социальной и культурной эволюции» (С. А.Никольский). Таким образом, Э.О. Уилсоном социобиология определена как «распространение принципов популяционной биологии и эволюционной теории на социальную организацию». Вклад в социобиологию внесли У. Д. Гамильтон, Р. Триверс, Дж. Мэйнард Смит, В. Вэйн-Эдвардс, лауреаты Нобелевской премии этологи К. Лоренц и Н. Тинберген, С. Имлин, Р. Александер и другие. Критика положений социобиологии со стороны гуманитарных наук сводится в основном не к оспариванию декларируемых ею положений и лежащих в ее основе фактов. А, во первых, к ее интерпретациям в реакционных областях социологии - евгенике, расизме и нацизме; во вторых, к тому, что «социобиология без достаточных на то оснований предрешает некоторые из животрепещущих научных, социальных и философских проблем» (С.А. Никольский). Эта критика представляется недостаточно обоснованной. Востребованность результатов социобиологии в текущем социально-политическом процессе играет с ней злую шутку, возникает «эффект барона Мюнхгаузена», то есть делаются попытки вытащить самих себя за косичку из болота. Эти попытки в конечном итоге наказываются самой природой, но ценой больших человеческих потерь, как это было с идеологией фашизма. Поэтому в этой области знаний к результатам исследований должны особенно жестко применяться критерии научности и требования их независимости от каких бы то ни было идеологических и этических оценок. Как сказал в одном телевизионном интервью А. Зиновьев: «Это ни хорошо, ни плохо, это есть». Развитие человеческого сообщества как биологического вида рассмотрено, как уже упоминалось, ведущим американским биологом - эволюционистом Эрнстом Майром (Ernst Mayr).

Анализируя состояние дел в этой области знаний, можно сделать вывод, что наступает качественно новый этап в социобиологических исследованиях. По современным представлениям эволюционный процесс имеет три компоненты: наследуемость, изменчивость и естественный отбор, то есть теория Дарвина - только часть эволюционного процесса. Приходит понимание того, что средовые условия для человека в значительной мере формируются самим социумом в виде информационной компоненты, поэтому моделировать адаптационную динамику следует не совсем так, как это делается в биологии. Результаты исследований всех аспектов динамики климата Земли и теоретической биофизики должны учитываться как часть средового фактора для человечества в целом, и при формировании стратегий устойчивого развития должны быть взяты во внимание все эти обстоятельства. С другой стороны, результаты исследований в психогенетике и психофизиологии позволяют глубже понять механизмы наследования поведенческих институциональных параметров и культур популяций (коэволюция), предусмотреть кризисные и катастрофические ситуации, которые могут возникнуть вследствие динамики статистик внутренних поведенческих и других психофизиологических параметров популяций. Термин «социобиология» уже не отражает содержание этих исследований, поэтому представляется, что название «Актуальная антропология» для этого комплекса является вполне подходящим.

Таким образом, предметом исследований актуальной антропологии являются факторы и механизмы процессов современных эволюционных преобразований человечества и его элементов с учетом всех термодинамических, геофизических, биологических и генетических аспектов. Основной метод актуальной антропологии - взаимно дополнительное рассмотрение результатов исследований как всего комплекса естественных наук о человеке и человечестве, так и динамики формирования среды его обитания.

Попробуем выделить основные уровни системы. Уровни системы будем дифференцировать с точки зрения сфер деятельности личности в социуме, тогда картина выглядит следующим образом:

Удовлетворение личных биологических и идеальных потребностей, требующих минимальных связей с социумом.
Генетически родственная группа, где личность удовлетворяет потребность в биологическом воспроизводстве популяции, успешность этой деятельности определяет ее биологический прогресс.

Поля или группы социальной деятельности (профессиональная и сходные с ней), выполняющие функции их коллективного выживания и развития в рамках эволюции популяции.

Популяционная сфера, оформленная как национальная или государственная, определяющая основные формы деятельности, способы экономических, культурологических и иных взаимодействий между личностями, группами, и т.д.. На этом уровне формируются основные свойства институциональной матрицы кор­ректирующих поведение личности воздействий в форме экономических, социальных и идеологических систем запретов и поощрений.

Внутрицивилизационная сфера, здесь формируются способы межпопуляционных взаимодействий.

Сфера межцивилизационных взаимодействий, определяющая глобальную устойчивость развития социума.

Кратко назовем науки, исследующие и описывающие элементы системы.

Первый уровень: медицина с наиболее важными для нашего случая разделами - неврология, физиология нервной деятельности, психиат­рия, психогенетика, психофизиология, психология, психоанализ.

Второй уровень: биология с разделами - рефлексология, этология как сравнительная психология животных и  человека, теория естес­твенного отбора с внутривидовой и межвидовой борьбой за существо­вание, экология - в том числе в части взаимодействия человека с техникой и технологиями.

Третий уровень: социология с разделами - дифференциальная психо­логия (входит также в первый уровень), системы социальных пред­ставлений, этнология, культурология, социальная психология, тео­рия формирования и взаимодействия групп, теория институциональных матриц.

Четвертый уровень: политология, теория справедливости (правила формирования оптимального общественного договора), история.

Пятый уровень: Теории устойчивого глобального межцивилизационного развития.

Аналогично попытаемся последовательно перечислить основные мето­ды измерений и параметры, которые могут быть с той или иной ме­рой валидности и объективности использованы как измеримые.

Первый уровень - медицинская диагностика, в особенности ее разделы, связанные с неврологией.

Второй уровень, связанный с первым - психиатрическая диагности­ка, психопатии, психогении. Особый интерес представляют методы диагностики когнитивных процессов, таких как морфология и функции мозга как животных так и человека в их связи с когнитивными процессами, исследование когнитивной дифференцированности и мо­делирование нейронных сетей и функций мозга.

Третий уровень - акцентуации, характерология, психометрия, биховиористические исследования.

Четвертый уровень - определение шкалы ценностей личности по шкале потребностей.фильмы онлайн откровенные фильмы www.sudn.ru Обратим внимание на то обстоятельство, что ве­роятно наличие связи между позициями шкалы ценностей, оформленные в виде информационных комплексов, и типом пси­хо - неврологических реакций, то есть типами паттернов возбужде­ния функций мозга, при этом характер этих связей у разных людей может быть различен.

Пятый уровень - исследование и сравнительный анализ структур систем социальных представлений, социокода, институциональности, культурной карты.

Шестой уровень - динамика исторического процесса, его интерпре­тация через анализ динамики психофизиологического состояния со­циума, степень и динамика базового стрессового напряжения в со­циуме, час­тота и интенсивность социальных катаклизмов.

Седьмой уровень - исследование глобального межцивилизационного взаимодействия и развития, в частности, методами теории игр.

Будем строить наше изложение, по возможности придерживаясь этого каркаса.

 

 

 

 

Hosted by uCoz